Предлагать ли детям делиться?

Привычный педагогический штамп – детей нужно учить делиться. Всем. Всегда.

Собственно, в этом нет ничего плохого: ребенок живет не один в доме, он не один в группе. Но нет ли в нашем желании вырастить непременно отзывчивого коллективиста другой крайности – отрицания права ребенка на собственность и на собственное безопасное жизненное пространство? Почему у взрослых «все свое собственное», а у детей «все общее»?

Итак, детей можно заставить делиться, перешагивая через их чувства и желания – воздействовать силой. Но тогда не стоит удивляться, что став старше они привыкнут подчиняться силе, они будут придерживаться именно такой стратегии: либо беспрекословно отдавать свои вещи по первому требованию хулиганствующих обормотов, либо действовать силой по отношению к другим детям.

Как быть?

Прежде всего, подумать, не поддаваться на собственные сиюминутные чувства и не пользоваться стереотипами, потому что:

В раннем возрасте дети, скорее всего, не готовы искренне делиться своими игрушками, предметами – они представляют для детей осязаемую чувственную желанную ценность.

Примерно в возрасте 3-4 лет игрушки, предметы приобретают смысл осознаваемого личного пространства: «Я», «Мое».

В 4-5 лет назначение игрушки или предмета, в том числе, - быть средством установления партнерских отношений с другими людьми.

В 5-6 лет – это еще и способ обозначить свои личностные особенности, достижения, достоинства.

Учитывая эти возрастные особенности, а также принимая во внимание особенности индивидуальные (отношение семьи к вещам ребенка, например) и традиции группы (а не лично ваши) с детьми можно договориться.

ü  С ребенком раннего возраста: «Конечно это твоя машинка. Димина машинка. Дима с машинкой играет. Когда Дима поиграет с машинкой, мы с Колей попросим машинку. Дай, Дима, поиграть машинку Коле». Проблема в том, что у ребенка нет умения корректно заявить о своем желании. Нужен образец.

ü  С детьми более старшими: «Это Олины карандаши. Оля хорошая девочка. Если мы вежливо попросим, она позволит нам порисовать вместе с ней». Каждому ребенку этого возраста важно быть хорошим. Тем более, что вы не предлагаете просто отдать, вы предлагаете порисовать вместе. Не уходите сразу. Вместе – это и с вами тоже.

ü  В средней и старших группах логика примерно та же: подчеркните, подтвердите ПРАВО ребенка на этот предмет – это успокоит страсти. Затем обозначьте причину этого права – это придаст уважение «собственника» к вам и претендента к «собственнику», даст понимание причины сопротивления. «Сашина машинка. Саша собирает гоночные машинки. Он знает много названий. Давай попросим его рассказать, какая самая быстрая». Не оставляйте детей сразу – побудьте вместе с ними – это даст импульс позитивному содействию сторон.

 Длинно? Да. Но короче только путь войны, где пострадавшими будут все.

Лидия Свирская "76 рецептов правильного общения…»

https://disk.yandex.ru/i/vngSSOWt37_F4w