Привычный
педагогический штамп – детей нужно учить делиться. Всем. Всегда.
Собственно, в
этом нет ничего плохого: ребенок живет не один в доме, он не один в группе. Но
нет ли в нашем желании вырастить непременно отзывчивого коллективиста другой
крайности – отрицания права ребенка на собственность и на собственное
безопасное жизненное пространство? Почему у взрослых «все свое собственное», а
у детей «все общее»?
Итак, детей
можно заставить делиться, перешагивая через их чувства и желания –
воздействовать силой. Но тогда не стоит удивляться, что став старше они
привыкнут подчиняться силе, они будут придерживаться именно такой стратегии:
либо беспрекословно отдавать свои вещи по первому требованию хулиганствующих
обормотов, либо действовать силой по отношению к другим детям.
Как быть?
Прежде всего,
подумать, не поддаваться на собственные сиюминутные чувства и не пользоваться
стереотипами, потому что:
В раннем возрасте дети, скорее всего,
не готовы искренне делиться своими игрушками, предметами – они представляют для
детей осязаемую чувственную желанную ценность.
Примерно в возрасте 3-4 лет игрушки, предметы
приобретают смысл осознаваемого личного пространства: «Я», «Мое».
В 4-5 лет назначение игрушки или
предмета, в том числе, - быть средством установления партнерских отношений с
другими людьми.
В 5-6 лет – это еще и способ обозначить
свои личностные особенности, достижения, достоинства.
Учитывая эти
возрастные особенности, а также принимая во внимание особенности индивидуальные
(отношение семьи к вещам ребенка, например) и традиции группы (а не лично ваши)
с детьми можно договориться.
ü
С ребенком раннего возраста: «Конечно это твоя
машинка. Димина машинка. Дима с машинкой играет. Когда Дима поиграет с
машинкой, мы с Колей попросим машинку. Дай, Дима, поиграть машинку Коле».
Проблема в том, что у ребенка нет умения корректно заявить о своем желании.
Нужен образец.
ü
С детьми более старшими: «Это Олины карандаши.
Оля хорошая девочка. Если мы вежливо попросим, она позволит нам порисовать
вместе с ней». Каждому ребенку этого возраста важно быть хорошим. Тем более,
что вы не предлагаете просто отдать, вы предлагаете порисовать вместе. Не
уходите сразу. Вместе – это и с вами тоже.
ü
В средней и старших группах логика примерно та
же: подчеркните, подтвердите ПРАВО ребенка на этот предмет – это успокоит
страсти. Затем обозначьте причину этого права – это придаст уважение
«собственника» к вам и претендента к «собственнику», даст понимание причины
сопротивления. «Сашина машинка. Саша собирает гоночные машинки. Он знает много
названий. Давай попросим его рассказать, какая самая быстрая». Не оставляйте
детей сразу – побудьте вместе с ними – это даст импульс позитивному содействию
сторон.
Длинно? Да. Но короче только путь войны, где
пострадавшими будут все.
Лидия Свирская "76 рецептов правильного общения…»