Как удержать нужную тему разговора?

Вечная проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, обеспечить личностно-ориентированный подход, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план.

Импровизация нужна, но … Где и как?

Мы будем говорить о тех ситуациях, когда идет общий важный разговор (занятие, утренний сбор, утро радостных встреч).

ü    Прежде всего, чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей. Например, если в ответ на слова ребенка: «Мне мама вчера целый вечер читала книжку», вы начинаете задавать вопросы: как называлась книжка, о чем она, что тебе понравилось и т.д., то получите реакцию других: «А у меня тоже есть книжки». «А мы с мамой ходили в магазин» и т.д. Дети не любят оставаться без внимания и стремятся завоевать его.

Итак, если вам важно дать возможность высказаться как можно большему количеству детей – выбираем стратегию реагирования на чувство. «Приятно провести вечер вместе с мамой». Новость услышана, чувство понято и обозначено, уточнения высказывания не предполагает, контакт глаз заканчивается.

ü    Во время занятия, посвященного диким животным, возникает высказывание, например, о поездке в гости к бабушке. Но если ребенок об этом говорит, значит, его мысли далеки от вашей темы. Стоит ли ругать его? Лучше спросите его: «А там, где живет твоя бабушка, есть дикие звери?» и верните ребенка к обсуждаемой теме.

Случаются и другие ситуации.

ü    На занятии по математике вдруг звучит: «А у меня дедушка вчера умер». Даже если вы правильно отреагируете на чувство ребенка: «Я понимаю, как тебе грустно и больно», то, возможно, сюжет на этом не закончится – смерть не такое простое явление, как поездка к бабушке и волнует, как правило, многих детей.

Если вы чувствуете реакцию детей, не хотите упускать важный момент в социально-эмоциональном развитии – осторожно переключитесь. «Ребята вы хотите поговорить об этом?». Дождитесь ответа. Если он положителен, задайте следующий вопрос: «О чем бы вы хотели спросить меня или Наташу?». Отвечайте просто, коротко и понятно.

Вернитесь к математике: мы с вами планировали сегодня научиться считать по порядку. Я думаю, труднее всех сегодня Наташе. Кто из вас хочет помочь Наташе сосчитать ее кубики?

ü    В разговоре с детьми важна искренность, уважение к их мыслям, не преуменьшение их чувств и переживаний, а объединение вас с ними. «Мы с вами».

Лидия Свирская "76 рецептов правильного общения…»

https://disk.yandex.ru/i/vngSSOWt37_F4w