Вечная проблема: с
одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и
потребности, обеспечить личностно-ориентированный подход, а с другой стороны,
важно реализовать то, что задумано, заложено в план.
Импровизация нужна,
но … Где и как?
Мы будем говорить о
тех ситуациях, когда идет общий важный разговор (занятие, утренний сбор, утро
радостных встреч).
ü
Прежде всего, чтобы удерживать разговор в нужных
рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей. Например,
если в ответ на слова ребенка: «Мне мама вчера целый вечер читала книжку», вы
начинаете задавать вопросы: как называлась книжка, о чем она, что тебе
понравилось и т.д., то получите реакцию других: «А у меня тоже есть книжки». «А
мы с мамой ходили в магазин» и т.д. Дети не любят оставаться без внимания и
стремятся завоевать его.
Итак, если вам
важно дать возможность высказаться как можно большему количеству детей –
выбираем стратегию реагирования на чувство. «Приятно провести вечер вместе с
мамой». Новость услышана, чувство понято и обозначено, уточнения высказывания
не предполагает, контакт глаз заканчивается.
ü
Во время занятия, посвященного диким животным,
возникает высказывание, например, о поездке в гости к бабушке. Но если ребенок
об этом говорит, значит, его мысли далеки от вашей темы. Стоит ли ругать его?
Лучше спросите его: «А там, где живет твоя бабушка, есть дикие звери?» и
верните ребенка к обсуждаемой теме.
Случаются и другие ситуации.
ü
На занятии по математике вдруг звучит: «А у меня
дедушка вчера умер». Даже если вы правильно отреагируете на чувство ребенка: «Я
понимаю, как тебе грустно и больно», то, возможно, сюжет на этом не закончится
– смерть не такое простое явление, как поездка к бабушке и волнует, как правило,
многих детей.
Если вы чувствуете реакцию детей, не хотите упускать
важный момент в социально-эмоциональном развитии – осторожно переключитесь.
«Ребята вы хотите поговорить об этом?». Дождитесь ответа. Если он положителен,
задайте следующий вопрос: «О чем бы вы хотели спросить меня или Наташу?».
Отвечайте просто, коротко и понятно.
Вернитесь к математике: мы с вами планировали сегодня
научиться считать по порядку. Я думаю, труднее всех сегодня Наташе. Кто из вас
хочет помочь Наташе сосчитать ее кубики?
ü
В разговоре с
детьми важна искренность, уважение к их мыслям, не преуменьшение их чувств и
переживаний, а объединение вас с ними. «Мы с вами».
Лидия Свирская "76 рецептов правильного общения…»