Это явление не
редкое, иногда очень досадное. Особенно, когда очень хочется обсудить
какую-нибудь животрепещущую проблему с другими взрослыми.
Как быть?
Даже если обсуждаемая проблема относится к вашей профессиональной деятельности, нелишне напомнить – профессиональная деятельность – это не как организовать педпроцесс, а дети, с которыми вы организовываете педпроцесс. Значит – вежливо отвлекитесь от вашего разговора: «Извините» и «Я слушаю тебя, Сашенька».
ü Если вам досаждает один и тот же ребенок, и вы уже знаете, что в его сообщениях нет экстренности, измените фразу: «Саша, я обязательно выслушаю тебя, как только закончу разговор с А.И.» или «Саша, ты уверен, что твое сообщение не может подождать?». Обратите внимание: в любом случае главным является ребенок, даже если до этого вы разговаривали с заведующей, и ваше обращение к нему имеет уважительную форму, признание его права на ваше внимание. Еще одна сторона этого явления: скорее всего ребенок не случайно постоянно перебивает вас. Возможно, ему не достаточно вашего внимания и невольный свидетель его обращения к вам – своеобразный гарант внимания, пусть даже отрицательного.
ü
Много проблем возникает перебивание во время
общих разговоров – на занятиях, на утреннем круге. Возможно, причина в
искренней заинтересованности всех темой разговора и «от избытка сердца говорят
уста». В этом случае, правильнее сказать: «Я понимаю, что вам очень интересно и
хочется сказать всем. Чтобы слышать, давайте договоримся, говорит тот, у кого в
руках кубик (определенный предмет, игрушка)». Предмет в руках – дополнительный
тройной стимул – признак законной очередности, помощник свободного высказывания
(мы сами частенько крутим что-нибудь в руке) и реализованное право
самостоятельно выбрать следующего говорящего.
ü Перебивание может быть признаком утомления или крайней незаинтересованности вашими речами и действиями.
Если дело в этом, нужны не дисциплинарные меры, а признание: «Я чувствую, что вы немного устали, наверное, я долго говорила сама. Давайте поменяемся, - вы зададите мне вопросы. Или вы дадите мне задание, а я постараюсь его выполнить».
Лидия Свирская "76 рецептов правильного общения…»