Случается,
что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное
непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость,
злоупотребляет своими способностями.
Следует
одновременно сделать три вещи:
Определить
возможные факторы, обуславливающие поведение ребенка, и приступить к их
изменению;
Создать в
группе атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала
необходимость демонстрировать вызывающее поведение;
Конструктивно
вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое
поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.
У любого
плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.
Плохое
поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка,
внимание).
Плохое
поведение может быть «нормой» - типичным для того, что ребенок видит дома.
Плохое
поведение может быть способом выражения гнева, страха и других эмоций. Ребенок
просто не знает способа правильного выражения.
Потеря
контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием,
самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.
Дети
чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту. Дети
не знают другого способа получить то, что они хотят. Понимание может быть
главным способом оказания помощи ребенку.
ü
Эффективной стратегией помощи детям,
демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им
самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор,
принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали
всерьез и поручали сложные задания.
ü
Еще один способ профилактики плохого поведения
состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить
успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их
поведения.
ü
Наименее эффективный способ реагирования –
наказание. Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже
чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их
чувства, ухудшает реакцию воспитателя, приводит к соперничеству между взрослым
и ребенком, вместо доверия и уважения.