"Путешествие по мастерским народных умельцев"

«Путешествие по мастерским народных умельцев»

Смаева Оксана Игнатьевна

Занимаемая должность: воспитатель.

Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №2 «Калинка».

Предмет: художественно-эстетическое развитие.

тип занятия: путешествие.

Тема: Путешествие по мастерским народных умельцев.

Продолжительность: 20 мин.

Группа: старшая группа.

Технологии: ИКТ-технологии (видеоролик «Хохлома», «Гжельская роспись», фонограммы музыкального сопровождения).

 

Аннотация:

Это конспект обобщающего занятия, направленного на знакомство и закрепление знаний детей об изделиях народных промыслов, предметов народного творчества, воспитание интереса к изучению истории России.

Народные промыслы - это форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиции. Это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.

Данное занятие поможет ребятам глубже узнать историю создания хохломских и гжельских изделий, познакомит с особенностями их изготовления.

Дети учатся видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, сравнивать и делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления. Применять свои знания в жизни.

Привлечение дошкольников к изучению народных промыслов - важная составная часть активной деятельности в изучении истории культурных ценностей народного художественного творчества.

 

Конспект занятия:

"Путешествие по маcтерским народных умельцев"

 

Описание работы: конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народных умельцев» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Это конспект познавательного занятия, направленный на знакомство детей с изделиями народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории России.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: Формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные: Закрепить у детей знания видов народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка,), их характерные особенности

Побуждать к стремлению высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.

Развивающие: Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Словарная работа: орнамент, умелец.

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, показ видеороликов, высказывания детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.

Материалы и оборудование:

Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, Филимоново, карточки с окошками, раздаточный материал, картонные хохломские изделия с прилагающимся набором; картонные куклы и бумажные платья, фонограммы

Предварительная работа:

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов: Дымково, Гжели, Хохломы, Филимоново

Ход:

Дети сидят на коврике, из мини-музея доносится русская народная музыка.

-Ребята, слышите, из нашего мини-музея доносится русская народная мелодия. Пойдёмте, посмотрим, что же там?

Ребята, а кто из вас знает. Что такое музей?

-Да, музей - это место, в котором собрана целая коллекция. Музеи могут быть разными, а правила поведения там одни и те же: нужно внимательно слушать экскурсовода и запоминать всё, что он говорит, а также бережно относиться к экспонатам, которые там хранятся.

 Ребята, а как называют человека. который работает в музее? (экскурсоводом). А кто такой экскурсовод? (человек, который рассказывает об экспонатах в музее)

- Ребята, а представьте себе, что вы экскурсоводы и вы сейчас расскажете мне о музее. Кто начнёт?

1 ребёнок: Наш музей называется- музей народных промыслов. В нём находятся изделия разных видов народного промысла. Приглашаем вас познакомиться с ними

Воспитатель: А что же у вас есть в музее?

2 ребёнок: В нашем музее есть глиняные игрушки дымковские и гжельские. (показывает)

Воспитатель: -А это что за красивая игрушка?

3 ребёнок: Полюбуйтесь на матрёшек. 

-А в этой кукле есть секрет

Воспитатель: в чём же секрет этой замечательной куклы?

3 ребёнок: Внутри спряталась вся её семейка, посмотрите, была одна, а теперь их много (показ)

-А что же находится на нижней полке?

4 ребёнок: есть у нас и посуда: чашки, ложки, миски. Ложки можно использовать как муз. инструмент (показ игры на ложке)

Воспитатель: Ребята, я забегу немного вперёд, открою вам маленький секрет: у вас сегодня будет возможность поиграть на таких ложках….

- Спасибо, ребята за такую познавательную экскурсию.

-Скажите. А кто же делает такие прекрасные изделия? (мастер, умелец)

- А кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу)

-Да, это тоже умелец.  Человек, который знает своё дело и умело его выполняет. А главное-он любит своё дело, про такого мастера говорят: Он работает с душой. С любовью выполненная работа мастером радует и греет душу всем людям.

-Ребята, а как же можно стать мастером?

-Чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться и потом уже правильно выбрать себе профессию и полюбить её.  У вас есть всё для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами.

И я уверена, что каждый из вас будет настоящим мастером своего дела, профессионалом, если не будет бояться трудностей.

-Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев.

В гостях у дымковских мастеров мы уже с вами были, а сегодня мы отправляемся в гости к другим, не менее знаменитым мастерам.

- А к каким мастерам мы с вами отправимся вы узнаете, отгадав загадку:

Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток. Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой, как зовут товар такой? (хохлома)

-Значит мы отправляемся к хохломским мастерам.

-Ребята, не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые.

-Хотите узнать, как же появилось это диво дивное -золотая Хохлома.?

-Тогда идём на стулья, присаживаемся поудобнее, выпрямляем спину, ноги ставим прямо.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А это было село под названием Хохлома.

-А хотите посмотреть, как изготавливают хохломские изделия мастера?

- Присаживаемся поудобнее, выпрямили спину, ноги поставили прямо

Показ видеоролика «Технология изготовления хохломских изделий»

Воспитатель: Так, какие же главные цвета хохломской росписи? (красный и чёрный)

-Ребята, из какого материала делаются хохломские изделия? (из дерева)

-Какие элементы Хохломы? (ягоды, цветы, ветки, иногда встречаются птицы, рыбы, звери)

-Ребята, а представьте, что мы народные мастера и мы хотим создать узор на изделии своими руками, то есть украсить или составить композицию своего хохломского изделия

(на столе разложены пустые образцы с орнаментом росписи хохломы)

-Вам нужно выбрать себе пустой образец изделия с предлагающимися к нему хохломскими узорами и составить, и украсить целостное своё изделие.

Идём за столы (стоя)

 Игра Создай композицию «Хохлома» под русскую народную мелодию

Воспитатель: Какие у вас получились красивые, нарядные изделия. Кто хочет рассказать про своё изделие? Что это, чем оно украшено, какими элементами, узорами….

-Давайте сейчас создадим выставку и вывесим наши изделия на мольберт.

-Какая замечательная выставка у нас получилась! Тут есть и посуда, и игрушки!

-Ну что ж, продолжаем наше путешествие и сейчас мы отправляемся в сине – голубую сказку. А почему она так называется и к каким мастерам мы сейчас отправимся, вы сейчас поймёте сами. Присаживайтесь.

Идем к доске

Звучит сказочная мелодия

По ходу рассказывания сказки вывешиваются бумажные куклы на доску и надеваются бумажные платья

-Послушайте легенду. Жили - были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше?  

Побежала Дымка и нашла себе узоры. Какие? (точки, мазки, круги и полоски). Дымка осталась довольной. И у неё появился вот такой наряд.

 А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Какую красоту? (ягодки, цветочки, виточки, листочки…) Да, она рисовала травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной краской от зари. И её платье превратилось вот в такой наряд.

 А Гжелька долго искала: побегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и у неё появились вот такие узоры. Какие? (сеточки, цветы, капли, точки). А её платье превратилось вот в такой наряд. И решила Гжелька создавать сине- белые чудеса.

-Понравилась вам сказка, ребята?

-О каком народном промысле сказка? (о Гжели)

-Значит в гости к каким мастерам мы отправляемся? ( к гжельским)

-Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы.

-Как мы видим в гжельской росписи используются такие элементы узоров и узоры как различные цветы, капельки, сеточки, спиральки, волнистые линии, точки и т. д….

-А хотите посмотреть, как изготавливают гжельские изделия мастера?

 Идём на стулья

-- Присаживаемся поудобнее, выпрямили спину, ноги поставили прямо

Просмотр видеоролика «Технология изготовления гжельских изделий»

-Видите, ребята, как непросто создаётся рисунок в гжельской росписи. Его рисуют чёрной краской, а уже потом при обжиге она становится синей. и получаются такие сине-белые цветы….

Представьте себе, что мы с вами превратились в такие же сине-белые гжельские цветочки…….

Встаём в круг.

Звучит мелодия  «Смотри, какая красота»

Психогимнастика:

 

Наши синие цветы раскрывают лепестки,            (руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.              (качаем руками вправо-влево)

А на вечер все цветки закрывают лепестки,         (соединяем руки над головой)

Тихо засыпают, головой качают.                      (руки под щёку, потом качаем головой)

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.                                          (руки вверх и покружиться)

 

 

Воспитатель: Молодцы, ребята

Я вижу, вы стали настоящими знатоками народных промыслов, и я думаю вам не составит труда выбрать нужную карточку с видом народного промысла по загадке-описанию и положить его в нужное окошечко по порядку слева направо

Идём за столы (стоя)

(на столе разложены пустые карточки-окошечки (в карточке 3 окошка) на каждого человека)

-Итак, в первое окошко, слева направо кладем:

Весёлая белая глина

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте кто я?

-Во второе окошко кладём:

 Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может солнцем залитые.

-В третье окошко кладём:

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

-Теперь давайте проверим попарно друг у друга, правильно ли вы разложили карточки, разложив их друг под другом.

- А сейчас выложим свои окошечки с карточками в центр стола друг под другом и проверим правильность разложения карточек.

-Итак, в первое окошко карточку с каким промыслом положили? Как вы догадались?

- Во второе? В третье?

- Молодцы, все правились с заданием, вы все хорошо потрудились

-Ребята, смотрите, у нас одна картинка осталась лишней, а какая картинка у нас осталась лишней?  Интересно, почему?

Звучит русская народная мелодия

-Ребята, слышите? Это звучит опять музыка с нашего музея. Давайте снова заглянем в музей. Вы ничего не замечаете?

-Да, правильно у нас в музее появилась новая игрушка. Какая? (филимоновская)

- Поэтому у нас картинка с филимоновской игрушкой осталась лишняя.

- Ребята, а вы хотели бы узнать побольше о филимоновской игрушке, мастерах? Тогда в следующий раз мы с вами отправимся в гости к филимоновским мастерам.

- Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев.

-По мастерским каких умельцев мы сегодня путешествовали?

-Какая мастерская народного промысла вам больше всего понравилась, запомнилась?

-А чем она вам запомнилась, понравилась?

- А сейчас…….

Звучит ярмарочная мелодия

-Ребята, с давних пор у русского народа был обычай -устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели, себя показать да на других посмотреть! Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. И нам самое время туда и отправиться!

Под музыку выходим.