О совершенствовании защиты прав онлайн-потребителей До наступления Всемирного дня прав

О совершенствовании защиты прав онлайн-потребителей До наступления Всемирного дня прав потребителей, который проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации, осталось менее двух недель. Напомним, что в 2018 году он проходит под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Уже второй год подряд внима-ние общественности и профессиональных защитников прав потребителей обращено к проблемам трансформации традиционных рынков в цифровые. Так, в 2017 году Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) определила девизом Всемирного дня прав потребителей слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифро-вую эпоху».  Роспотребнадзор поддерживает указанный выбор CI и напоминает, что в 2017 году в России при-нят ряд стратегически важных нормативных документов, направленных на защиту интересов он-лайн-потребителей.  В мае 2017 года Указом Президента Российской Федерации принята Стратегия развития инфор-мационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которая направлена на повы-шение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности потре-бителей, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также степени безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. В развитие указанной Стратегии в июле 2017 года Правительством Российской Федерации приня-та Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», определившая необходимость со-вершенствования в 2018-2019 году правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в условиях развивающейся экономики нового типа. Роспотребнадзор будет активно участвовать в этой работе, отстаивая интересы российских потребителей. Уже в ближайшем будущем должны появиться правовые основы для формирования онлайн-площадок по досудебному рассмотрению потребительских споров, что, безусловно, позволит снизить количество судебных исков, которые подают потребители. В августе 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Стра-тегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. В рамках долгосрочного документа стратегического планирования впервые предусмотрено, что к числу приоритетных направлений государственной политики в указанной области относится защита потребителей в сфере электронной торговли, названы основные про-блемы потребителей в эпоху цифровой экономики над решением которых в настоящее время ра-ботает Роспотребнадзор. Так, например, уже в ближайшее время ожидается принятие так называемого «закона об агрегато-рах», который разрабатывается в целях установления для потребителей дополнительных гарантий того, что информация о приобретаемом товаре или услуге, а также о продавце или исполнителе будет представлена покупателю в полном объеме и без искажения на электронных торговых пло-щадках (маркетплейсах). Ждут потребителей и изменения в части предоставления специализиро-ванных электронных сервисов, о которых будет рассказано в самое ближайшее время.  РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: На что обратить внимание при приобретении парфю-мерной продукции? В преддверии Международного женского дня Роспотребнадзор напоминает потребителям о пра-вилах выбора парфюмерной продукции. Парфюмерные жидкости подразделяют на духи, парфюмерные, туалетные и душистые воды и одеколоны, которые отличаются значениями физико-химических показателей: суммой массовых долей душистых веществ, объемной долей этилового спирта, стойкостью запаха и прозрачностью жидкости. Парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям Технического регламента ТР ТС

009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", который распространяется на выпускаемую в обращение на территории государств - членов ТС парфюмерно-косметическую продукцию в потребительской таре. Помимо этого, парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ 31678-2012 «Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия» (стандарт распространяется на спиртосодержащую парфюмерную жидкую продукцию - духи, одеколоны, парфюмерные, туалет-ные и душистые воды) и ГОСТ 32853-2014 «Продукция парфюмерная твердая и сухая. Общие технические условия» (применяется с 01.01.2016). При продаже парфюмерной продукции продавец должен соблюдать требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Продавец парфюмерно-косметических изделий должен предоставить покупателю возможность ознакомиться с запахом духов, одеколона, туалетной воды, а также другими свойствами и харак-теристиками реализуемых товаров. При этом могут использоваться бумажные блоттеры, пропи-танные душистой жидкостью лакмусовые бумажки, а также предоставляемые изготовителем об-разцы-тестеры. Если товар находится в целлофановой упаковке или обернут фирменной лентой, то продавец дол-жен предложить покупателю проверить содержимое упаковки, сняв при этом целлофан или фирменную ленту. При желании покупателя проверку работы аэрозольной упаковки осу-ществляет сам продавец в присутствии покупателя. Парфюмерная продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011, должна иметь марки-ровку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС. Информация о товаре, размещенная на упаковке, этикетке изделия, открытке или листе-вкладыше, должна содержать следующие сведения о товаре: · наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение; · наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну); · страна происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя); · наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготови-телем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС; · номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее пробника; · срок годности (дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год); · описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных; · особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости); · номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной продукции; · сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции; · список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава). Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответ-ствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита. Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита.

По требованию потребителя продавец обязан ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия то-вара требованиям законодательства о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответ-ствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при нали-чии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона. ВАЖНО! Сведения о декларации о соответствии или о сертификате соответствия должны быть указаны в сопроводительной документации на продукцию. Отсутствие, вышеуказан-ных документов, а также отсутствие информации о товаре и изготовителе ставит под сомне-ние качество, безопасность и происхождение реализуемой парфюмерии. ВАЖНО! Совершая выбор парфюмерии, необходимо проявлять осмотрительность в отно-шении потребительских свойств изделия, поскольку право на обмен товара надлежащего качества, предусмотренное ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с по-становлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 на парфюмерно-косметические изделия не распространяется. ВАЖНО! Покупателю парфюмерной продукции необходимо знать, что вернуть такой товар в магазин можно только в том случае, если в нем есть недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре. Недостаток товара - это несоответствие товара: · предусмотренным законом обязательным требованиям к такому товару; · условиям договора; · целям, для которых товар такого рода обычно используется; · целям, которые преследует при покупке товара потребитель (при условии, что он информировал об этом продавца); · образцу или его описанию, если товар продается по образцу или его описанию. В случае обнаружения недостатков в товаре потребитель в соответствии с требованиями ст. 18 За-кона о защите прав потребителей вправе: · потребовать замены этого изделия на товар такой же марки (модели и (или) артикула); · потребовать замены этого изделия на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответ-ствующим перерасчётом цены; · потребовать соразмерного уменьшения цены приобретенного товара; · отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

О проведении горячей линии в территориальном отделе Управления роспотребнадзора по

Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии

в г.Новочебоксарск повторно информирует о том, что 15 марта 2017 года международная обще-

ственность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году Всемирный день

защиты прав потребителей проходит под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и

честными». В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей с 05.03.2018г. по

16.03.2018г. территориальным отделом по адресу: ул.Строителей, 56а, г.Новочебоксарск, Чуваш-

ская Республика проводится «горячая линии» посвященные Всемирному дню защиты прав потре-

бителей по телефонам 78-44-19, 77-06-92.

Дополнительно сообщаем, что за консультационной помощью по защите прав потребите-

лей и составлением проектов претензий и исковых заявлений можно обратиться в консультацион-ный центр по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чу-вашской Республике-Чувашия в г.Новочебоксарск» по адресу: ул.Строителей, 56а, г.Новочебоксарск, Чувашская Республика и по телефону (8-835) 78-23-44. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск проводится личный прием заявителей по вопросам в области сани-тарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, входящих в компетенцию территориального отдела. Предварительная запись на личный прием осуществляется в приемной начальника территориального отдела в рабочие дни с 09.00 до 18.00 (обеденный пере-рыв с 12.00 до 12.45) по адресу: ул.Строителей, 56а, г.Новочебоксарск, Чувашская Республика или по тел.77-06-92.

Прием граждан в администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики 

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом

«Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». В преддверии Всемирного дня защиты

прав потребителей 12.03.2018г. с 15 часов 00 мин. до 16 часов 00 мин. специалистом территори-

ального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в

г.Новочебоксарск в администрации г.Новочебоксарска по адресу: Чувашская Республика,

г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, 14 будет проводиться прием граждан по вопросам организации

продажи потребительских товаров и оказания различных возмездных услуг в информационно-

телекоммуникационной сети Интернет.

Прием граждан в администрации Чебоксарского района Чувашской Республики

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом

«Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными ». В преддверии Всемирного дня защиты

прав потребителей 13.03.2018г. с 10 часов 00 мин. до 11 часов 00 мин. специалистом территори-

ального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в

г.Новочебоксарск в администрации Чебоксарского района по адресу: Чувашская Республика, Че-

боксарский район, п.Кугеси, ул.Шоссейная, д.15 будет проводиться прием граждан по вопросам

организации продажи потребительских товаров и оказания различных возмездных услуг в инфор-

мационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Прием граждан в администрации Моргаушского  района Чувашской Республики

В этом году 15 марта Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом

«Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». В преддверии Всемирного дня защиты

прав потребителей 07.03.2018г. с 10 часов 00 мин. до 12 часов 00 мин. специалистом территори-

ального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г. Новоче-

боксарск в администрации Моргаушского района по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский

район, с.Моргауши, ул.Мира, д.6 будет проводиться прием граждан по вопросам организации

продажи потребительских товаров и оказания различных возмездных услуг в информационно-

телекоммуникационной сети Интернет.

 Правовые аспекты возврата товара надлежащего качества, приобретенного дистанцион-

ным способом

В связи с ростом количества всевозможных акций и распродаж, проводимых производителями и

продавцами товаров в электронно-коммуникационной сети Интернет, территориальный отдел

Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск обращает

внимание потребителей на следующие правовые особенности, связанные с возвратом товаров,

приобретенных дистанционным способом.

Продажа товаров дистанционным способом, в том числе посредством информационно–

телекоммуникационной сети Интернет, регулируется Правилами продажи товаров дистанционным

способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября

2007 года № 612. Указанное означает, что Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродо-вольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогич-ный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, к дистанци-онному способу продажи товаров применению не подлежат. Вышеназванный Перечень применяется исключительно в контексте статьи 25 Закона РФ «О защи-те прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1, которая, в свою очередь, распространяет своё дей-ствие, в том числе, и на продажу товаров по образцам. От товара, купленного в Интернет-магазине, в том числе, в рамках акций, потребитель вправе от-казаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после получения товара – в течение семи дней со дня его передачи. В случае же, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, т.е. о вышеназванном семидневном сроке, не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момен-та его передачи (получения). При этом следует иметь в виду, что такой возврат будет возможен, только если в отношении при-обретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, под-тверждающий факт и условия покупки (отсутствие последнего, тем не менее, не лишает потреби-теля возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца). При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, упла-ченную потребителем по договору (за исключением расходов продавца на доставку от потреби-теля возвращенного товара), не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребите-лем соответствующего требования.  Справочно: В отношении товара с недостатками в целях защиты своих прав потребителям сле-дует руководствоваться положениями статей 18-24 Закона РФ «О защите прав потребителей». О мерах по контролю за безопасностью стеклоомывающей жидкости и правилах ее выбора Роспотребнадзором организована работа по контролю за безопасностью стеклоомывающей жид-кости и оценке содержания в ней метанола, который запрещен для использования в качестве сырья в указанной продукции. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ре-комендует автомобилистам внимательно отнестись к выбору стеклоомывающей жидкости. Большинство зимних стеклоомывающих жидкостей изготавливают из растворов спиртов с водой с добавлением моющих средств, т.е. поверхностно-активных веществ (ПАВ), ароматизаторов, кра-сителей. В современных стеклоомывающих жидкостях используют изопропиловый спирт, пропи-ленгликоли, этиленгликоли. Изопропиловый спирт разрешен к использованию при производстве стеклоомывающих жидко-стей. Он имеет неприятный, резкий запах, напоминающий ацетон, который трудно перебить даже концентрированными отдушками, однако этот спирт не токсичен для человека. Необходимо отметить, что стеклоомывающие жидкости на спиртовой основе содержат непищевые спирты и непригодны для пищевых целей. Нелегальные производители используют в стеклоочистителях метиловый спирт. Метиловый спирт обладает слабым запахом, не отличимым от этилового (пищевого) спирта, дешев и хорошо очища-ет стекла. Однако метиловый спирт (метанол) – сильный кумулятивный яд, обладающий направ-ленным действием на нервную и сосудистую системы, зрительные нервы, сетчатку глаз. Метиловый спирт может вызвать острые отравления со смертельным исходом при ингаляции, аб-сорбции через неповрежденную кожу, заглатывании; раздражает слизистые оболочки верхних ды-хательных путей, глаз. Повторное длительное воздействие метанола вызывает головокружение, боли в области сердца и печени, приводит к неврастении, вегето-сосудистой дистонии, ухудше-

нию зрения, заболеваниям органов желудочно-кишечного тракта, верхних дыхательных путей, дерматитам. При приеме внутрь смертельная доза метанола для человека равна 30 граммов, но тяжелое отрав-ление, сопровождающееся слепотой, может быть вызвано 5-10 граммами вещества. Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.07.2007 № 47 запрещено использование метилового спирта в средствах по уходу за автотранс-портом, запрещена продажа населению указанных средств, содержащих метанол. Стеклоомывающую жидкость следует приобретать только в установленных местах торговли. При покупке стеклоомывающей жидкости следует обратить внимание на информацию на потребитель-ской таре, вынесенную на этикетку, которая должна содержать сведения о производителе с указа-нием адреса, название продукции, ее назначение, состав, соответствие техническим условиям, по которым продукция изготовлена, сроки годности, меры предосторожности. Ситуация остается на постоянном контроле Роспотребнадзора. · 

Специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Рес-публике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна